Рудник, которого не было

Активное освоение Кольского полуострова, в начале XX-го века, привело к большому количеству открытий месторождений полезных ископаемых. Благодаря некоторым из них родились новые города и предприятия. Некоторые так и остались нетронутыми, а некоторые, из-за несовершенства технологий геологоразведки тех лет, были подготовлены, но не отрабатывались. Об одном из таких месторождений и пойдет речь.

5 июня 1933 года с ближайшей железнодорожной станции выдвинулся отряд геологоразведочной партии. Задачей отряда была организация постоянного лагеря для проведения всесезонных разведочных работ на месторождениях района. Такая деятельность позволила в короткие сроки увеличить разведанные запасы двух ближних месторождений до 40 тысяч тонн. К концу 1934 года запасы достигли уже 70 тысяч тонн. Такие запасы позволили начать работы по проектированию будущего комбината и форсировать работы по разведке и горным работам. На северо-восточном подножии горы, содержащей основные запасы, появились первые корпуса опытной фабрики. Наиболее изученный пласт вкрапленных руд на отметке +330 метров планировался к разработке в первую очередь. В 1936 году началась проходка штолен будущего рудника. Работы шли ударными темпами. Строился поселок горняков, активно шла проходка главной откаточной штольни (к концу года было пройдено 700 метров), но в 1937 произошло событие, которое перечеркнуло всю дальнейшую судьбу еще только рождавшегося рудника. Неподалеку были обнаружены богатейшие жильные руды с содержанием полезного ископаемого в десятки раз выше. Рудник, в котором уже было подготовлено к добыче несколько блоков, прекратил свою работу. Несмотря на небольшие работы на месторождении в 1940 году и в конце 60-х — начале 70-х, выработки остались в том же виде, что и в 1936.

Прошли годы, деревянная крепь ветшала, входы заваливало, рудник становился все более и более недоступен. Впервые мы разведали этот рудник в начале 2000-х. Быстро и без труда штольни были найдены, правда толку от этого было мало. Завал через пару метров, уровень воды практически под потолок, груда гнилых бревен вместо входа: вот что мы увидели. Меток на карте все меньше и меньше, как и надежд попасть внутрь. И вот, на месте предпоследней отметки, между камней виднеется дыра. После непродолжительных работ камни с шумом падают внутрь и перед нами открывается дыра, достаточная для того, чтобы попасть внутрь.

Вот так выглядит вход снаружи.

И вот так изнутри.

Сразу же за входом начинается вода. Высокая обводненность вообще характерное явление в данном районе. Сухих мест в выработках практически нет.Горизонт вскрыт тремя штольнями, но на самом деле их может быть больше. Не все участки доступны, поэтому полностью осмотреть рудник невозможно. Более-менее доступна только центральная штольня, которая идет перпендикулярно главной откаточной. Параллельно с ней идет еще одна штольня, которая соединяется с центральной тремя штреками (в отличии от штольни, штрек не имеет выхода на поверхность). Один из штреков начинается недалеко от входа.

Вид в сторону центральной штольни. Справа видна лестница в подготовленный блок.Штреки между штольнями практически прямые, без сильных поворотов. Крепь в руднике деревянная, но большая часть выработок не укреплена. Прочность пород позволяет этого не делать.Основные подготовленные блоки находятся как раз по первому штреку, поэтому рудоспуски попадаются повсеместно (рудоспуск №27, согласно надписи на стене).Из-за малого уровня механизации, размеры блоков были небольшие, поэтому количество рудоспусков было достаточно большое (рудоспуск №116).Освещение штреков и штолен было электрическим, на некоторых фото можно увидеть изоляторы на стенах. Забои освещали персональными светильниками (керосиновые или карбидные шахтерские лампы). Отбивали руду буро-взрывным методом, используя перфораторное бурение. Очистка забоев производилась в ручную. Лопата, кувалда, тачка, лоток и заступ — вот и весь нехитрый инструмент. Откатка тоже велась вручную. Составы вагонеток откатывали с использованием конной тяги. Подобная картина была типичной для рудников тех лет.

На выходе из штрека поворачиваем налево. Справа через некоторое время путь к поверхности преграждает глухой завал, слева же нас ждет развилка. Налево уходит такой же штрек, как и предыдущий. Все те же рудоспуски и деревянная крепь. Местами попадаются завалы.Практически у самой развилки находится аварийная камера (ниже немного наших фотографий 2009 года).За дверью (которая в настоящее время совсем сгнила) находится деревянный лоток, обитый металлом. Сама камера находится выше уровня штольни.Со стороны штрека к камере ведет наклонная лестница.После аварийной камеры нас ждет еще одна развилка, на которой сохранился стрелочный перевод, остатки вагонетки и компенсационная емкость пневмосети.Компенсационная емкость и развилка ближе.Направо уходит ничем ни примечательный штрек №7.

В одном из штреков я заметил темно-зеленую жилу.

Рядом с ней нашелся сульфид (предположительно).

Дальше штольня немного заворачивает и выходит в штрек №3. В нем нет подготовленных блоков и рудоспусков, но, на мой взгляд, он самый интересный. В нем много надписей и рисунков, сделанных в 30-х — 40-х годах.Автографы исследователей в небольшом аппендиксе штрека.

Основные рисунки находятся в штреке между штольнями. На одной из них изображен мужчина, предположительно забивающий костыли в железнодорожный путь. Справа надпись «кровопивец» под неразборчивым именем или фамилией (возможно, написано «Идол»).На следующей картине нам позируют трое (правый слабо различим) джентльменов в шляпах и с трубками. Имена, к сожалению, замазаны.На третьем перед нами предстает самый натуральный черт, с пожеланием «Х*у грызи идол»После рисунков выходим в центральную штольню, минуя небольшую мастерскую (на фото слева). Прямо уходит центральная штольня в сторону выхода. После развилки продолжаем двигаться вглубь. По пути попадается два штрека, где подготовка блоков не началась совсем, и совершенно пустая мастерская.А так же одинокий рудоспуск.После этого уровень воды повышается. Через некоторое время попадается еще одна мастерская. Внутри валяются запчасти и висит грозное предупреждение: «За курение в перфораторной под суд!»Пройдя еще немного вперед, упираемся в Т — образный перекресток. Направо уходит штрек, который так и не исследован. Уровень воды там слишком высок. Налево уходит главная откаточная. Когда-то здесь планировалось два пути, для обгона и маневра. Сейчас же она перекрыта серьезными завалами и до конца не изучена.

В костюме химзащиты Л1 дальше не пройти. Поворачиваем назад и идем на выход, а рудник все еще продолжает хранить свои секреты.

Информация

Картинка для привлечения внимания.

Метки: , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*