«Объект 101»

«Объект 101»

В начале 50-х годов прошлого века для прикрытия баз Военно-морского флота начинается строительство первых стационарных береговых ракетных комплекса «Стрела», оснащенных ракетами С-2 «Сопка». Объекты получили условные наименования «Объект 100» и «Объект 101».

Первый комплекс – «Объект 100» – начали строить в 1954 году на южном берегу Крыма. Для строительства второго – «Объекта 101» – был выбран северный берег острова Кильдин в Баренцевом море.

И в Крыму, и на Кильдине проект предусматривал строительство позиций двух ракетных дивизионов, удалённых на 6 километров друг от друга. Каждый дивизионный комплекс включал в себя две пусковые установки, хранилища для обслуживания и хранения ракет, командный пункт, а также ДЭС, котельную, щитовую и другие техпомещения.

Принципиальным отличием строек на севере и юге являлся способ строительства. В Крыму объект строился закрытым способом, в толще горы были пройдены штольни и блоки, в которых были укрыты элементы комплекса. Кильдинский объект строился открытым способом. На выбранных участках были вырыты глубокие, до шести метров глубиной, траншеи, в которых строились необходимые объекты. По периметру траншей возводились бетонные стены метровой ширины, они являлись одновременно крепью траншей и конструктивными элементами сооружений объекта. На получившиеся коробы опирались потолочные железобетонные плиты, которые впоследствии дополнительно наращивались бетоном высотой один метр. После завершения работ по гидроизоляции получившиеся сооружения обваловывали грунтом.

По планировке позиции обоих дивизионов были похожи, основные элементы комплекса размещались в четырех блоках. В двух, расположенных с севера на юг, размещались стартовое оборудование, хранилища ракет и техпозиции. Между этими блоками, перпендикулярно им, располагались еще два: севернее находилось сооружение, в котором размещался командный пункт, а южнее него находился блок, в котором размещались ДЭС с двумя дизель-генераторами на 0,5 мегаватт каждый и электрощитовая. Каждое сооружение располагалось отдельно и прямой связи с другими не имело.

Для эксплуатации “объекта 101” 5 сентября 1957 года был сформирован 616-й отдельный береговой ракетный полк. По результатам государственных испытаний, прошедших в ноябре-декабре 1957г., “объект 101” был поставлен на боевое дежурство, а 6 января 1958 года приказом главнокомандующего ВМФ комплекс был введен в строй.

“Объект 101” стал вторым и последним в нашей стране комплексом подобного рода, уже в конце 50-х роль стационарных БРК существенно снижалась в пользу мобильных систем.

Так, например, в 1958 году был принят на вооружение подвижный БРК С-2 “Сопка”. Созданный на базе наработок по “Стреле” — подвижный комплекс обладал практически идентичными стационарному системами. ТТХ обоих комплексов, соответственно, также были примерно схожи. Однако для “Сопки” не было необходимости возводить дорогостоящие в строительстве и дальнейшей эксплуатации специальные фортификационные сооружения, которые в последствии непременно стали бы одними из основных мишеней для удара противника. Для развертывания “Cопке” были необходимы лишь дорога, по которой смог бы проехать тягач, и площадка, на которой хватило бы места для размещения всех элементов комплекса.

Предпочтение подвижных ракетных комплексов, однако, не привело к полному отказу от стационарных. Так, 16 июля 1961 года Советом Министров СССР было принято постановление о перевооружении береговых ракетных частей. В Крыму и на Кильдине было решено развернуть новый стационарный комплекс “Утёс”, основой которого стала противокорабельная ракета П-35.

По плану, перевооружение 616-обрп должно было проходить в два этапа. Сначала должен был быть перевооружен первый (Восточный) дивизион, вслед за ним второй (Западный). Несмотря на то, что новый комплекс должен был быть размещен на базе уже существующей инфраструктуры “Cтрелы”, военным строителям и личному составу дивизиона предстояла большая и трудная работа. Личный состав занимался демонтажем и выносом старого и доставкой нового оборудования. Размещение оборудования внутри сооружений происходило вручную, притом что некоторые приборы комплекса весили более ста килограмм.

Строители занимались обновлением комплекса, была проведена реконструкция канализационных и вентиляционных систем, где-то были заменены, а где-то смонтированы дополнительные герметические двери. Хотя глобально комплекс практически не изменился, изначальная строительная компоновка объекта была довольно удачной. Самым масштабными по объему строительных работ являлось строительство заглубленных укрытий для размещения оборудования новых станций наведения и пусковых установок ЛМЗ-43.

Видно два сооружения для аппаратуры РЛС наведения БРК «Утёс».

Внутри одного из сооружений.

Новая пусковая установка (ПУ) сверху была защищена железобетонной крышей. По команде, крыша, двигаясь по направляющим, отодвигалась в сторону (помимо электрического был предусмотрен ручной привод открытия), после чего ПУ с помощью гидравлических подъемников поднималась на поверхность и устанавливалась в боевое положение.


В силу некоторых причин работы по модернизации и переоснащению комплекса затянулись. Первый дивизион был перевооружен лишь в 1976 году. На перевооружение второго дивизиона ушло еще семь лет (1983 г.). К тому моменту П-35 заменили ракеты “Прогресс”, которыми сразу вооружили второй дивизион.
По итогу, в составе полка появилось четыре спаренные пусковые установки, позволявшие формировать восьми-ракетный залп.

 В 1995 году было принято решение о расформировании 616 ОБРП, «Объект 101» был законсервирован и впоследствии заброшен.

Основные моменты истории комплекса были освещены, можно приниматься за осмотр сооружения. Сразу оговорюсь, что из-за нехватки времени мы отсняли лишь одно сооружение западного дивизиона. Продвигаясь по нему с юга на север, от техпозиции до пусковой установки, мы проследим путь изделий, для которых комплекс был построен.

Перед этим, для лучшего понимания, предлагаю взглянуть на схему сооружения. К сожалению, схема неполная, так как, повторюсь, на фотосъемку каждого помещения времени у нас не было. (Схему можно увеличить, нажав на неё):

Сразу за входными гермоворотами начинается техническая позиция, в помещениях которой располагалось оборудование для производства регламентных работ и подготовки ракет к боевому применению.

Справа от основного портала объекта находится гараж, где размещалась контрольно-испытательная передвижная станция. На одной из позиций сохранился КУНГ, в котором была смонтирована станция. Помимо КИПС, аппаратура для подготовки ракет располагалась на посту регламентного контроля АРК.

(Фото коллеги).

Кроме проверки бортовой радиотехнической аппаратуры, автопилота и высотомеров, боевой части, стартового агрегата и взрывательного устройства на техпозиции также находилась зона заправка ракет и проверки маршевого двигателя. Для вентиляции отсека при запуске двигателя в потолке помещения расположена вентиляционная шахта.

«Регламентные работы на изделии.» (Автор фото Бурлий Игорь Владимирович).

Когда все системы были проверены, ракета, расположенная на тележке, следовала по рельсам дальше, попадая в небольшой отсек отделенный от остальной части сооружения массивными бронедверями.

В нише под потолком расположена кран-балка. Здесь производилась установка боевой части.

За следующей дверью находится хранилище ракет боевого комплекта, оно представляет собой прямой тоннель длиной 50 метров, в полу которого проложена трехпутная узкоколейка.

Сразу за дверью находятся тележка, предназначенная для перевозки БЧ (левая) и технологическая тележка в сильно попиленном виде. На ней размещалась ракета во время проведения регламентных работ. Рядом с тележками видна ниша с расположенными в ней подвижными рельсовыми платформами, позволявшими направить тележку на выбранный путь.

Таких ниш с платформами в сооружении две, одна в начале хранилища, вторая в конце. Эта система позволяла откатывать пустые тележки назад, в конец очереди, освобождая путь для последующих, груженных ракетами.

Впереди находится очередной тамбур, перекрываемый защитными дверьми. По необходимости дверь откатывается в сторону и, скрывшись в нише за стеной, полностью освобождает проход.

В самой нише помимо двери (Полотно двери справа) размещены баллоны со сжатым воздухом. Открытие-закрытие дверей возможно как с помощью электропривода, так и вручную. К слову, многие элементы комплекса можно эксплуатировать как в автоматическом, так и в ручном режиме (Закрытие и открытие затворов и защитной крыши ПУ, заряжание, откатка тележек и т.д.)

Вероятнее всего, в тамбуре располагался пост предварительной подготовки ракет: здесь производились заправка, осуществлялась проверка и настройка бортовой технической аппаратуры, и пр. За стеной находился блок в котором были расположены помещения агрегантных, где размещалась аппаратура предстартовой подготовки, там же находился пост командира батареи.

Заканчивается сооружение отсеком, где расположена пусковая установка и ее агрегатная.

По окончании всех необходимых проверок и работ к ракетам, заряженным в ПУ, пристыковывают стартовые двигатели. Защитная крыша установки откатывается в сторону и пусковая начинает подъем из укрытия.

Контейнеры пусковой устанавливались в боевое положение — угол возвышения 20 градусов, производилось наведение ПУ, и, наконец, залп.

По завершении стрельбы ПУ опускалась, укрытие вновь закрывалось крышей.

На этом все, спасибо за внимание.

 

Метки: , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*